Еврейская свадьба: советы по её устройству и традициям


Иудеи — древний народ, свято чтящий свои традиции и ревностно следующий постулатам своей веры. Еврейская свадьба во многом остается олицетворением тех заповедей, что оставил Моисей в XIII веке до нашей эры, а по некоторым данным истоки еврейских обрядов и традиций уходят еще дальше, вглубь веков. Хотя многие обряды видоизменялись с течением времени — совершенствовались, отбрасывались отжившие свое детали и добавлялось что-то новое, традиционные торжества сохранили неповторимый национальный колорит.

Церемония обручения (эрусин)

С давних пор судьбу молодых решали родители при помощи свах, у евреев они называются йентами. Договоренность о предстоящем браке достигалась родителями, а молодожены встречались впервые только во время свадебного обряда – Хупы. В наше время родители позволяют жениху с невестой встречаться перед свадьбой, но добрачные отношения все же не одобряются.

После того, как родители обсудят все вопросы, связанные с предстоящей женитьбой, жених приходит к отцу своей суженой и просит разрешения жениться. Такова традиция. Жених платит выкуп за невесту для того, чтоб подтвердить свои намерения.

Но у евреев ритуальные обряды, связанные со свадьбой, начинаются задолго до заключения брака. Иногда между помолвкой и самой свадьбой проходит достаточно много времени, поэтому у некоторых народностей жених с невестой начинали супружеские отношения до женитьбы.

Ритуалы сватовства и помолвки

Длительные праздничные торжества начинались с обязательного сватовства. Согласие молодых на брак не требовалось — считалось, что добрые сыновья и дочери должны быть послушны воле родителей. Представители жениха рассказывали о претенденте (очень редко сватовство проводил сам жених). Если согласие со стороны родственников девушки было получено, оплачивался выкуп за невесту, как знак серьезных намерений и доказательство финансовой состоятельности.

Затем родители девушки и представители жениха, или сам жених, садились за стол с обязательным вином, чтобы обсудить подробности предстоящих торжеств. Иудеи одними из первых начали заключать брачные договора. В них прописывались как размеры приданого и выкупа, так и обязанности будущих супругов. Особое внимание уделялось жестокому обращению с женой и детьми. В случае доказанного нарушения пунктов контракта, брак мог быть расторгнут без длительных проволочек.

В знак закрепления достигнутого соглашения матери молодых разбивали тарелку. Это означало, что возврата к прежней жизни нет, как невозможно склеить посуду из осколков.

После урегулирования всех возникших вопросов организовывали знакомство жениха и невесты, обязательно в присутствии раввина или уважаемых людей. Очень часто случалось так, что молодые не видели друг друга до самой свадьбы.

В наши дни столь жесткие условия встречаются лишь в ортодоксальных семьях. Обычно молодежь знакомится самостоятельно и лишь потом уведомляют о своем желании создать семью старшее поколение.

сборы невесты

Свадебные еврейские традиции

Первой свадебной церемонией после обручения у евреев считается тенаим. Во время церемонии разбивается тарелка, как символ скорби еврейского народа о разрушенных храмах Иерусалима. Даже в дни радости и праздника они помнят о трагических событиях.

День свадьбы также назначается не случайно. Ее не празднуют в день шаббата, который длится от пятничного заката до субботнего вечера. Не проводят свадебные ритуалы и во время еврейских праздников, таких как, еврейский Новый год. В эти дни ни один правоверный иудей не работает. Некоторые евреи начинали свадебный обряд сразу после завершения шаббата, в субботний вечер.

У разных иудейских народностей существовали свои правила назначения дня обряда Хупа. Мишна предлагала проведение свадьбы в среду, чтоб супруг, обнаружив свою жену нечистой, мог в четверг на суде сразу заявить об этом. В Польше, Богемии и Австрии евреи для экономии совмещали обряд женитьбы с субботней трапезой. Сейчас многие проводят свадьбу в будние дни среди недели, в отличие от русских свадеб. Но самым популярным днем свадеб так и осталось воскресенье.

Принято, чтоб незадолго до свадьбы жених покупал для невесты перстень. Он должен быть скромным, без лишних украшений, гравировок и камней, чтоб поверхность кольца была гладкой и ничем не разграниченной.

Когда молодожены вернулись, начались танцы

Как только Софья с Давидом вернулись к гостям, начались танцы, причем в центре внимания танцующих были именно новоиспеченные муж с женой. Тут-то я увидела, что такое знаменитый свадебный танец евреев на стульях. Молодые парни и взрослые мужчины мигом усадили Давида на стул и подняли его под громкие возгласы, та же самая участь ожидала Софью, но на стуле ее таскали девушки и женщины — поразительное зрелище, я вам скажу.

Эксперты ВОЗ собрали «важные улики», касающиеся рынка в Ухане и коронавируса

Российскую вакцину «Спутник V» будут применять в Венгрии: прошли испытания

Полина Гагарина исполнит гимн ЧМ-2021 по фигурному катанию в Швеции

Больше всего меня удивило то, что в еврейской свадьбе нет такого понятия, как первый танец молодых, так как во время гуляний женщинам запрещено переходить в мужскую часть зала и наоборот. Однако подсматривать друг за другом никто не запрещает.

Посещение Миквы перед еврейской свадьбой

Тем временем к свадебной церемонии готовится и будущая жена. Она посещает специальный бассейн – Микву, где проводится ритуал очищения для начала новой семейной жизни. В наши дни есть такие комплексы, которые не уступают по оснащению современным спортивным клубам европейского образца.

Очень важно во время ритуала пройти очищение и душой, и телом. Девушка раздевается, снимает с себя украшения, даже стирает лак с ногтей и постепенно опускается в воды священного бассейна, читая специальную молитву. Погружений в воду может быть несколько для достижения полного эффекта очищения. Иногда мужчины также ходят в Микву, только в отсутствие женщин.

Невеста находится в Микве не одна, с ней присутствуют другие женщины семьи, которые помогают ей в проведении ритуала. Во время очищения с невестой проводится беседа о семейных ценностях и женской роли в супружеской жизни. Наставляет неопытную невесту уважаемая и верующая женщина, которая передает ей богатый жизненный опыт.

По кругу [ править ]

Простые золотые обручальные кольца Хуппа на открытом воздухе в Вене Жених разбивает стекло Танцы на еврейской свадьбе в Марокко , начало 19 века 1893 г. картина Исаака Аскназия с изображением свадебного шествия в российском местечке .
В ашкеназской традиции невеста традиционно обходит жениха три или семь раз, когда приходит на хупу

. Это может происходить из Иеремии 31:22 : «Женщина окружит мужчину». Три контура могут представлять три добродетели брака: праведность, справедливость и любящую доброту (см. Осия 2:19 ). Семь контуров происходит от библейской концепции, что семь обозначают совершенство или завершенность. [14] Сефардские евреи не проводят эту церемонию. [18]

В либеральных или прогрессивных еврейских общинах (особенно реформистских , реконструкционистских или гуманистических ) все чаще принято изменять этот обычай ради эгалитаризма или для однополых пар. [19] Одна адаптация этой традиции состоит в том, что невеста трижды обводит вокруг жениха, затем жених трижды обводит свою невесту, а затем каждый обходит друг друга (как в до-си-до ). [20] Символика кружения была переосмыслена, чтобы обозначить центральное положение одного супруга по отношению к другому или представить четырех имахот

(матриархов) и трех
авот
(патриархов) . [21]

Неделя перед еврейской свадьбой

Раньше было принято, что за неделю до свадьбы будущие супруги не должны встречаться. Но сейчас уже никто не соблюдает эту традицию. Еще в старые времена молодые жених с невестой постились перед церемонией бракосочетания, но сейчас пост соблюдает только жених, да и то, только в день свадьбы. Хотя в этом обычае есть и рациональное зерно – молодожены вступают в семейную жизнь полностью очищенными и обновленными. Религия имеет огромное значение в свадебных традициях Израиля, но в современном мире немногие евреи придерживаются их так строго, как раньше.

День заботы о невесте

Шабат — это особый праздник, который напоминает девичник. В переводе он значит «суббота». Это день перед свадьбой, когда семья невесты, ее друзья и близкие устраивают для нее вечеринку. Мужчины на нее не допускаются. Любая девушка, которой захотелось там поприсутствовать, может это сделать без приглашения. Такое мероприятия проводится с целью расслабить и поддержать невесту перед важным днем. А заодно напомнить, что все ее очень любят. Это очень красивая еврейская традиция, которая помогает большому количеству невест преодолеть свои волнение и страх перед столь важным событием.

Еврейский обряд бракосочетания (нисуин)

Главный свадебный обряд Хупа не обязательно проводится в Синагоге. Для него нужен раввин и сама хупа, поэтому этот обряд можно проводить в самых разных местах. Сам раввин может, как проводить обряд, так и наблюдать за его проведением кем-то из почтенных родственников.

Хупа – это полог, под которым находится пара влюбленных, во время церемонии бракосочетания. Ее сооружают из четырех столбов и накрывают тканью, чтоб получилось подобие дома, который хупа символизирует. По традиции первым под хупу входит жених, олицетворяя хозяина дома. Затем в сопровождении отца или обоих родителей под полог входит и невеста. Это значит, что супруг ей предоставляет кров, одежду и берет на себя все обязательства по содержанию. Причем, невеста появляется в «доме» последней, обходя своего будущего супруга кругом. Сколько делать кругов невесте, нет единого мнения. Некоторые считают, что одного раза достаточно, но ортодоксальные евреи настаивают на семи кругах. У ашкеназских евреев принято, чтоб жених закрывал вуалью лицо своей суженой перед ее входом под хупу. Такой жест символизирует намерение мужа защищать свою жену, и берет свое начало с тех пор, когда Ребекка выходила замуж за Авраама.

Далее следует церемония вручения кольца или обручения. Еврейская свадьба по традиции начинается с чтения благословений перед церемонией обручения. Эти благословения сначала читают над вином, потом начинается обручальное благословение. После благословений молодые пьют ритуальное вино. По старым обычаям жених преподносит молодой кольцо (оно должно быть плоским и простым) и произносит торжественные слова. Жених надевает кольцо на правую руку невесты на безымянный палец. Если строго следовать традициям, то невеста не надевает под хупой кольцо на руку мужу. Кто-то пренебрегает традициями, другие же их не нарушают, а кольцо надевается жениху вне хупы.

Благословения имеют магическое число семь. Их читают либо раввин, либо уважаемые мужчины. Читать благословение для приглашенных гостей большая честь, поэтому на долю каждого выпадает только одно. Жениху дают бокал с вином, из которого он пьет после благословений, после этого вино передается невесте.

Очень красивой завершающей традицией свадебного обряда является разбивание стакана. Перед тем, как его разбить, стакан оборачивается тканью, чтоб не разлетелись мелкие осколки. Жених должен раздавить стакан правой ногой. В это время все гости кричат «Мазл тов!», желая молодой паре счастливой судьбы.

Ктуба (брачный договор)

Теперь дело подходит к чтению брачного контракта – ктубы, в оригинале он написан на арамейском языке. Ктуба перечисляет различные обязанности жениха: обеспечивать свою жену едой, кровом, одеждой, супружеской близостью и быть внимательным к ее эмоциональным потребностям.

Защита прав еврейской жены настолько важна, что брак не может быть заключен до тех пор, пока ктуба не будет подписана.

Документ подписывают два свидетеля. Она имеет статус юридически обязывающего соглашения. Ктуба — собственность калы, она должна иметь доступ к ней на протяжении всего брака.

Нередко этот договор оформляется как настоящее произведение искусства — его пишут каллиграфическим почерком, украшают орнаментом. Некоторые вешают его дома на стену в специальной красивой раме.

Чтение ктубы служит неким перерывом между первой частью церемонии – Кидушин, обручение, и второй – Нисуин, бракосочетание.

Тонкости еврейской свадьбы

У иудеев нет специальных свадебных нарядов. Обычно жених надевает черный классический костюм и галстук. Невеста облачается в белое платье, причем, платье должно быть скромным и закрытым. Все мужчины на свадьбе во главе с раввином надевают белые ермолки на голову.

В начале свадебного торжества подписывается Ктуба – брачный договор, в котором прописаны все обязанности супруга и сумма, которую муж выплачивает жене в случае развода. Также в Ктубе супруг подтверждает свое согласие дать жене документ о разводе – гет, который позволит ей вновь вступить в законный брак.

Для свадебной церемонии нет особенной музыки. Некоторые включают во время свадьбы Свадебный марш Вагнера, но этот композитор известен истории своими нацистскими взглядами. Поэтому большинство предпочитают легкую еврейскую музыку, которая несет в себе традиции и характер еврейского народа.

Многие этнические историки утверждают, что обычай бросать свадебный букет подружкам берет свое начало с еврейской свадьбы.

Разбивание бокала

Теперь бокал для вина или стакан — по традиции на свадьбе этот сосуд должен быть стеклянным, кладут на пол, и жених разбивает его ногой. Так выражается печаль из-за разрушенного святого Иерусалимского Храма, а кроме того, это отождествляет только что образовавшуюся пару с духовной и национальной судьбой еврейского народа.

Даже в момент величайшего ликования еврей обязан помнить наставление псалмопевца «вознести Иерусалим во главу веселья своего».3

В шутку некоторые говорят, что это последний раз, когда жених может «топнуть ногой».

У ашкеназов, живущих в Израиле, принято разбивать бокал раньше, еще до чтения ктубы. А вот сефарды всегда делают это именно в конце церемонии, даже те, что живут в Израиле.

Этот ритуал знаменует собой завершение свадебного обряда. Под возгласы «Мазаль тов!» и многочисленные поздравления гостей хатан и кала покидают место хупы.

Ссылки [ править ]

  1. Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Singer, Isidore ; и др., ред. (1901–1906). «брачные церемонии» . Еврейская энциклопедия
    . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls.
  2. ^ abcd
    Сделано на небесах, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 18
  3. Талмуд Бавли , Кетубот, страница 2
  4. «Еврейские свадебные традиции» . Архивировано из оригинала на 2010-07-27 . Проверено 28 июля 2010 .
  5. «Является ли контракт Кетуба законным или просто церемонией?» . Ketubah 4 You
    .
  6. «Еврейская свадебная церемония раввина Мордехая Бехера» .
  7. Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 21
  8. «Хупа» . Jewish-wedding-planner.com . Проверено 9 ноября 2012 .
  9. «Просмотр списков хупы и поиск списков Симхас» . Jewpro.co.uk . Проверено 9 ноября 2012 .
  10. Эта статья включает текст из публикации, которая сейчас находится в общественном достоянии : Singer, Isidore ; и др., ред. (1901–1906). «Вуаль» . Еврейская энциклопедия
    . Нью-Йорк: Funk & Wagnalls.и руководство по церемонии бракосочетания
  11. Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 17.
  12. «Бадекен — Покров» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 20 января 2021 .
  13. «Бадекен — Покров, путеводитель по еврейской свадьбе» .
  14. ^ ab
    «OzTorah» Архив блога »Путеводитель по еврейской свадебной церемонии» .
  15. Корица, Карен. «Каков правильный порядок следования еврейской свадебной церемонии?» . Разбивая стекло
    . Разбивая стекло . Проверено 15 января 2021 года .
  16. Зильберберг, Нафтали. «Сопровождение Чупа» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 15 января 2021 года .
  17. Неизвестно. «Шествие» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 15 января 2021 года .
  18. Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, Глава 19
  19. Герман, Джейн Э. «12 ритуалов, которые вы можете увидеть на еврейской свадьбе» . ReformJudaism.org
    . Союз реформистского иудаизма . Проверено 26 августа 2021 .
  20. Талер, Валери С. «Обновление традиционной еврейской свадьбы» . Мое еврейское образование
    . 70 / Лица . Проверено 26 августа 2021 .
  21. Малкольм, Шейла. «Объяснение еврейских свадебных ритуалов» . Боулдер JCC
    . Проверено 26 августа 2021 .
  22. Ketuboth 7b
  23. ^ ab
    Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, главы 20 и 21
  24. MJL. «Все о еврейских обручальных кольцах» . Мое еврейское образование
    . 70 Faces Media . Проверено 15 января 2021 года .
  25. Ламм, Морис. «Брачное кольцо в иудаизме» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 15 января 2021 года .
  26. Зильберберг, Нафтали. «Галахические требования к обручальному кольцу» . Chabad.org
    . Медиацентр Хабад-Любавич . Проверено 15 января 2021 года .
  27. ^ ab
    Еврейский путь в любви и браке, раввин Морис Ламм, Harper & Row, 1980, Глава 15.
  28. «Еврейское обручальное кольцо» . Judaism.about.com. 2009-12-17 . Проверено 9 ноября 2012 .
  29. Dovii, Мане (17 января 2010). «מון» . מון אירועים, (מון סטון)
    . www.moon-events.co.il . Проверено 14 июня +2016 .
  30. Марлена Томпсон. «Еврейский жизненный цикл / ритуалы: брак» . Jewishfederations.org . Проверено 11 октября 2015 .
  31. «Шалом! Раввин Дина-Хасида Милосердие в браке» . Rabbi-mercy.com. 2009-02-18. Архивировано из оригинала на 2012-03-10 . Проверено 9 ноября 2012 .
  32. «Июнь 2010, Переосмысление еврейских свадеб» . Shmadigital.com. 2010-06-03. Архивировано из оригинала на 2012-03-10 . Проверено 9 ноября 2012 .
  33. Капеллан (CPT) Шломо Шульман (2001-06-30). «Путеводитель по еврейской свадьбе: еврейская свадебная программа, еврейские свадебные традиции, Хупа, Кетуба» . Aish.com . Проверено 9 ноября 2012 .
  34. «Еврейский свадебный гид» . SomethingJewish.co.uk. 2012-09-30 . Проверено 8 июля 2014 .
  35. «Еврейская свадьба» . Beingjewish.com . Проверено 9 ноября 2012 .
  36. «Разбиться… & мазел тов» . Cleveland Jewish News. 2011-10-05 . Проверено 8 июля 2014 .
  37. ^ ab
    Made in Heaven, Путеводитель по еврейской свадьбе раввина Арье Каплана, Moznaim Publishing Company, Нью-Йорк / Иерусалим, 1983, главы 20 и 22
  38. Брахот 30б-31а
  39. «Высокопоставленный израильский раввин Шлема«Преломление стекло»на свадьбах» . Израиль National News. 2010-02-13 . Проверено 2012-11-09 .
  40. «Ичуд — романтический оазис — Свадьбы» .
  41. «Брак» . Jewishvirtuallibrary.org. 1996-11-08 . Проверено 9 ноября 2012 .
  42. Йосеф Кфи , Halikhot Teiman
    (Еврейская жизнь в Сане), Бен-Цви институт — Иерусалим 1982, с 143 и 148 (иврите). Иегуда Леви Нахум,
    Mitzefunot Yehudei Teman ‘, Тель-Авив, 1962, стр. 149 (иврит)
  43. Исаак бен Абба Мари , Сефер HaIttur
    — Часть 1,
    Шаар шени
    ,
    Хилхот биркат hatanim
    (львовская, Украина 1860). Текст: «
    Хупа
    — это когда отец передает ее мужу и приводит в дом, в котором есть какое-то новшество, например, простыни … окружающие стены». (וחופה היא שמוסר האב ומכניסה לבעלה לבית שיש בה חידוש כגון אלו הסדינין קור»טתט סביבות הכותלים וי ושין סוכה בותים וי וי וי י וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי וי י י י
  44. Иерусалимский Талмуд, Сота
    9:15 (46а), текст: ‘Эти свадебные камеры (
    chuppoth hathanim
    ), они висят в них узорной листы и золотыми вышитыми лентами’ (אילו הן חופות חתנים סדינים מצויירין וסהרוני זהב)
  45. ^ ab
    «Еврейские свадебные ритуалы» .
  46. «Биркат ха-Мазон — иудаическая энциклопедия» .
  47. Лавин, Талия (27 ноября 2013 г.) «Для многих агунот галахические пренупы не разорвут их цепи» , Еврейское телеграфное агентство
    . Проверено 26 декабря 2021 г.
  48. Хоффман, Лоуренс А. «Еврейская свадебная церемония». Жизненные циклы в еврейском и христианском поклонении, University of Notre Dame Press, 1996, стр. 129–153.
  49. https://www.chabad.org/library/article_cdo/aid/476754/jewish/Approved-Dates-for-a-Wedding.htm

Семь благословений [ править ]

Шева Брахот или семь благословений читаются по Хаззан или раввину , или выберите гостей , которые называются индивидуально. Призвание произнести одно из семи благословений считается честью. Жениху дают выпить чашу вина после семи благословений. Невеста тоже пьет вино. В некоторых традициях чашу подносит к губам жениха его новый тесть, а к губам невесты — ее новая свекровь. [35] Существуют разные традиции относительно того, поются ли дополнительные песни перед семью благословениями.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: