Особенности первой брачной ночи и интимной жизни на Руси

Подпишитесь и читайте «Экспресс газету» в:

24 мая отмечается День славянской письменности и культуры.

Почему бы не вспомнить о том, как проходила первая брачная ночь на Руси? Тем более что сам Нестор-Летописец считал это достойным сюжетом для своих трудов.

До Крещения Руси даже особого церемониала бракосочетания не было. Зачем, когда позволялось многоженство? В ряде славянских племен считалось, что, если в ночь первой близости у жениха ничего не получалось, невеста… должна была пойти и утопиться. Что это, мол, за баба, которая не способна вызвать желание?!

Принятие христианства с этим варварством покончило. Но обряд свадьбы все же оставил в веках элементы разгульного язычества. У русских было принято вступать в первую интимную связь обязательно во время свадебного пира.

Фото: okok.life

Фото: okok.life

Подклет

В русской свадебной традиции, следовавшая после венчания и праздничного застолья первая брачная ночь называлась подклет. Обычно она проходила в родительском доме жениха, однако во Владимирской губернии и на побережье Белого моря бытовал обычай проводить её до венчания, причём на территории невесты. Конечно, такой порядок был редкостью, но имел место быть и в других уголках России, при условии, что после свадьбы муж переезжал жить в дом жены.

Но в любом случае в качестве комнаты для первого интимного свидания молодожёнов обязательно выбиралось холодное помещение, например, горница, сенник, клеть, баня, погреб, чулан, а порой овчарня, кладовая или хлев. Обустраивать брачное ложе в столь прозаичных местах диктовало суеверие, согласно коему новобрачные не должны были вступать в первую близость «под землёй», под которой подразумевалась земляная настилка потолка старинного дома.

Истоки традиции “первой ночи”

Целомудрие в Средние века было понятием относительным. Невинность до брака, конечно, хранили, но не для будущего супруга. Корни этой традиции уходят вглубь веков. До становления христианской церкви, язычники считали женщину низменной и подверженной влиянию злых духов. Право первой ночи в языческих племенах имел колдун или шаман. После свадьбы он уводил невесту в лес, у костра приносил богам жертву, а после… Ну вы поняли…

В случае отсутствия невинности, девушку называли испорченной, а брак расторгали. Несостоявшийся муж был вынужден искать другую жену. Священное действо доверяли шаманам, так как только они могли совершить его не подвергнув девушку опасности быть захваченной злыми духами. С приходом христианства, язычество кануло в лету, но не его обычаи. Право первой ночи было широко распространено не только на территории современной Европы, но и в Африке, Южной Америке, на Руси.

Брачное ложе

В старину нельзя было провести первую брачную ночь на постели не подготовленной должным образом к этому важному действу.

Обрядовую сборку свадебной кровати доверяли постельницам, в эту когорту входили женщины, среди которых могли быть как родственницы невесты, так и жениха. Но в южнороссийских землях, а также в подмосковном регионе эту миссию часто выполняли мужчины, которые именовались трутень или кормовой.

Стелили брачное ложе либо на полу, либо на специально сколоченном высоком дощатом настиле, но в любом случае использовали постельные принадлежности и белье, взятые только из приданого невесты.

Чтобы обеспечить новобрачным благополучную совместную жизнь, под матрац укладывали ржаные снопы и мешки с мукой. Туда же подкладывали поленья, число которых символизировало количество будущих детей, деньги, чтобы семья не знала нужды, кирпичи и хомут, чтобы брачные узы были прочными.

Дабы уберечь молодоженов от воздействия злых духов на брачное ложе клались предметы обереги, которыми в Архангельской губернии считались кочерга и ухват, а в иных местах России сковорода. Прикрыв весьма жесткое основание набитыми сеном или периной матрацами, и уложив несколько подушек, постельницы накрывали кровать широкой белой простыней, скрывавшей все их ухищрения.

На завершающем этапе женщины проверяли, не подложил ли кто из злого умысла в постель смётанную кошачью и собачью шерсть, кости или сломанные иглы, а потом обходили кровать с веточкой можжевельника или рябины, обладавшей, по их мнению, охранительной силой.

В довершении ко всем языческим ритуалам прибавлялся христианский обряд окропления святой водой.

Право первой ночи на Руси

На Руси традиция первой ночи была запрещена, что, впрочем, не останавливало помещиков от вмешательства в быт своих крепостных. Правом первой ночи знать увлекалась вплоть до 19 века. Представителей низшего класса, то есть крестьян, знать считала низменными людьми, и считаться с их мнением не собиралась.

Крепостные были в собственности барина, потому хозяин мог претендовать на право первой брачной ночи на практически законных основаниях. Известны случаи, когда за отказ невесты подчинится воле барина, ее подвергали порке розгами. Если традиция все же была соблюдена, барин жаловал девушке несколько монет.

В России отношения с крепостной девушкой не то что были запрещены законом, но не одобрялась государями. Потому обычай забирать у девушки первую брачную ночь был популярен вдали от столицы и отождествлял собой провинциальные привычки.

Укладины

Проводив молодых в спальню, нельзя было оставлять дверь их спальни без присмотра. Для того чтобы отгонять нечистую силу, подвыпивших гостей, а также справляться о делах молодожёнов к комнате приставлялся специальный караульный, всю ночь несший почётное дежурство.

Одним из важных элементов первой брачной ночи была совместная трапеза молодых в спальне, без проведения которой запрещалось ложиться в постель. Обычно в качестве угощения были хлеб, олицетворяющий богатство, и печёная курица, символизировавшая плодовитость семьи. Протестовавшая против языческих предрассудков церковь долгое время не могла искоренить из народной практики эти традиции. В этой связи её единственной значимой победой был запрет на применение бесовского старославянского обряда, при котором молодожёны, взяв курицу за лапки, разрывали её надвое, как бы изображая лишение невинности.

Наедине

В некоторых районах славянского мира существовал запрет на исполнение в первую брачную ночь супружеского долга, который мог быть отложен на три ночи. В Вологодской губернии считалось, что нарушение этого правила приведёт к падежу овец, а в окрестностях Бреста, интим не допускался до первого после свадьбы совместного посещения церкви.

На Русском Севере в первую брачную ночь невеста не должна была безропотно покоряться жениху, а, напротив, в её обязанности входила активная оборона своей девичьей чести, сопряжённая с отталкиванием, царапанием и раздеванием суженного. Но при всём при этом она не имела права лечь в постель без разрешения супруга, который был обязан уложить её, только перекинув через себя.

В других районах, напротив невесте негоже было проявлять свою спесь и в качестве доказательства своей покорности перед супругом, она должна была разуть его.

Курица перед сексом

Почему молодых клали в холоде? Похоже, в этом был голый, в буквальном смысле, расчет. Новобрачные поневоле стремились прижаться друг к другу.

В ту пору мужчина безоговорочно считался главой семьи. В знак покорности невеста должна была не только снять с мужчины сапоги, но и попросить разрешения лечь рядом с ним. Но когда зуб на зуб не попадает, уже не до демонстрации превосходства — согреться бы поскорее. Тут и страхолюдину под бочок пустишь. Однако перед самым главным полагалось подкрепиться курицей с хлебом. Считалось, что это добавит паре плодовитости.

В тщательно подготовленную опочивальню новобрачных провожала целая толпа: дружки, свахи, родственники и любой желающий гость. Так что нашим предкам, честно говоря, не позавидуешь. Молодым давали советы «про это», пели похабные частушки и веселились от души. И даже оставив наедине, могли беззастенчиво подглядывать.

Более того — дружка, оставленный у дверей в качестве стража, время от времени понаведывался узнать — «случилось» или нет? А наутро уставших молодых людей нередко будили, окатывая холодной водой. Море, как говориться, удовольствия!

Кадр из фильма «Жила одна баба». Белый и красный цвет в наряде невесты считался цветами траура по девичьей жизни

Исламские традиции

В исламской традиции первая брачная ночь обычно проходила в день переезда невесты в дом жениха, и не могла быть отложена без веских причин. Так близость между супругами переносилась на более поздний срок, если новобрачные до этого дня не были знакомы друг с другом или из-за плохого самочувствия одного из них.

Согласно мусульманским обычаям в спальне молодожёнов не должно был быть не только подсматривающих третьих лиц, но даже животных. Чтобы новобрачные меньше стеснялись, в комнате нельзя было включать яркий свет, поэтому освещение либо выключали, либо делали максимально приглушённым.

При исполнении супружеского долга категорически воспрещалось оставлять в помещении раскрытый Коран, его необходимо было или вынести из комнаты, или завернуть в покрывало.

Мужчине запрещалось проявлять грубость по отношении к женщине и прежде чем вступить в близость полагалось прикоснуться ладонью ко лбу невесты и попросить благословения Всевышнего.

Дагестанские обычаи

Несколько необычно проходила первая брачная ночь в некоторых дагестанских селениях, где центральным действом было единоборство жениха и невесты. По древней традиции, прежде чем разделить супружеское ложе с суженой мужчина должен был победить её в поединке, к которому она готовилась с детства. Чем дольше жених не мог сломить сопротивление невесты, тем больше оттягивался момент первой близости, порой время измерялось не минутами, а днями.

Вся сложность для мужчины заключалась в том, что накануне этой брачной схватки невесте сбривали волосы, обмазывали открытые участки тела маслом, надевали на неё наряд с уймой узелков, поверх которого завязывали шнур, оберегавший её целомудрие.

В ходе «битвы» жених должен был голыми руками, без использования кинжала, развязать все узлы, чтобы овладеть супругою, которой разрешалось не только держать оборону, но и наносить сопернику телесные повреждения.

Как проходила первая брачная ночь русских царей

Первая брачная ночь российских самодержцев подчинялась своду правил. Регламентировалось абсолютно всё: начиная от одежд, в которые новобрачные облачались для совершения таинства, до расстановки оберегов от сглаза и икон для благословения союза мужа и жены.

Кто-то из самодержцев безоговорочно исполнял предписанные традиции, а кто-то, как Пётр Первый, считал их пережитком прошлого и откровенно потешался над ними.

Фактрум рассказывает о свадебных обычаях русских царей и императоров.

Клавдий Васильевич Лебедев «Боярская свадьба», 1883 г.

Для начала следует оговориться, что традиции, по которым должна была проходить первая брачная ночь русских правителей, постоянно менялись. Культура развивалась, уходили старые верования, появлялись новые, и в итоге каждый новый царь делал всё по-своему. Но, тем не менее, были и детали, которые оставались неизменными.

В допетровскую эпоху отношения новобрачных регулировал специальный документ, названный «Свадебный чин». Согласно ему, например, было принято устраивать первую брачную ночь в холодном и сыром помещении — для того, чтобы молодые охотнее бросались в объятья друг друга. За окнами привязывали коней и кобыл, чтобы их ржание раззадорило царя с царицей и вызвало любовное желание.

Очень детально описывалось устройство ложа для новобрачных. Например, в основание укладывались ржаные снопы в количестве 27 штук. Они должны были символизировать богатство в доме и служили талисманом, который обеспечил бы царице лёгкие роды.

Поверх укладывали плотный ковёр, на который стелили до десяти перин. Поверх них — шёлковая простынь, подушки и тёплые меховые одеяла из соболя или куницы.

Для защиты от злых сил и сглаза на каждом углу свадебного ложа в пол вонзали по стреле, а на стены вешали иконы. Также у кровати ставили кадушку с пшеничным или ржаным зерном.

Михаил Зичи «Свадьба великого князя Александра Александровича и великой княгини Марии Федоровны»

К счастью русских царей «Свадебный чин» не лез в самое сокровенное, ограничившись фразой: «В постели жених с невестой что хотят, то и делают». Зато подготовка была детально расписана. Для начала жених избавлялся от праздничного наряда, тем же самым, при помощи свах и подружек, занималась и невеста. Затем жена, надев специальный наряд для первой брачной ночи, состоявший из телогрейки и высокой меховой шапки, шла к царю, который уже ждал её на свадебном ложе.

Спустя какое-то время царь подзывал дежурившего у двери постельничего для того, чтоб тот позвал «ближнюю барыню», в чьи обязанности входил осмотр простыни, подтверждение мужской силы царя и невинности его теперь уже официально жены.

Затем, после ритуального омовения, молодые оставались в опочивальне и ждали, когда им принесут рыбный или куриный пирог, потому что во время свадьбы традиции запрещали им прикасаться к любой еде.

Сотни лет спустя, после того как царём стал Пётр I, эти традиции стали искореняться. По мнению императора, «Свадебный чин» вместе с другими обычаями был варварским пережитком прошлого, от которого следовало избавиться. И сам царь помогал этому, закатывая иногда потешные свадьбы, на которых высмеивал свадьбы прошлого. Известен факт, когда Пётр заставил пару уединиться зимой в неотапливаемой избушке, поднимая на смех традицию устраивать брачное ложе в холодном сеннике.

Г.К. Гроот «Петр III с Екатериной II и сыном»

С тех пор молодожёнов не трогали и не расписывали каждый их шаг, просто оставляя ночью наедине друг с другом и рассчитывая, что они сами во всём разберутся. Однако на смену старым традициям быстро пришли новые. Например, стала передаваться по наследству одежда для первой ночи — тяжёлая, парчовая, расшитая серебром.

Также стало традицией заранее инструктировать юных императоров, чтобы избежать всяческих казусов. Это решалось каждый раз по-своему. Например, Екатерина Вторая просто приказала одной из придворных дам «обучить» своего внука, будущего императора Александра I. Дальновидная императрица боялась повторения своей брачной ночи с Петром III, когда царь так и не притронулся к невесте.

Другим царям о тонкостях межполовых отношений рассказывали родственники и врачи. Так, например, Александра II инструктировал лейб-медик Вельяминов, оставивший об этом подробные воспоминания в своём дневнике, а с Александром III на деликатные темы говорил дворцовый врач Николай Здекауер.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: