Первая брачная ночь – перемены с Древней Руси по нынешнее время

Первая брачная ночь на Руси являлась важным событием, подготовка к которому осуществлялась не менее тщательно, чем к самому торжеству. Молодые впервые могли почувствовать себя полноценными любовниками, и этого события взволнованно ожидала как невеста, так и жених. От первой ночи вместе зависели дальнейшие отношения, доверие и притяжение молодых друг к другу. На портале о свадьбах svadebka.ws вы узнаете о том, как проходила брачная ночь на Руси и остались ли отголоски прошлого в проведении ночи любви среди современных молодоженов.

Первая брачная ночь на Руси

Ритуал подготовки к брачной ночи

К первой брачной ночи готовились не только молодожены, но и самые близкие родственники. Мероприятие проходило в доме жениха, ведь именно туда переезжала невеста сразу после свадьбы. По-другому близость первую называли подклетом, поскольку устраивалась она в самом прохладном месте дома. Считалось, что именно в прохладе у молодоженов больше шансов сблизиться и прижиматься друг к другу.

Постель на первую ночь в обязательном порядке застилала мама или сестра жениха. Делать это необходимо было вещами из приданого невесты. При этом, невеста не допускалась в комнату до проведения первой близости.

На постель укладывались и неизменные атрибуты. Они были символами благородия, материального благополучия, здоровья и семейного счастья. Их помещали в углах комнаты таким образом, чтобы они не бросались в глаза молодой семейной паре.

https://localhost/p/ByCtjsTjO8s/

Несколько причин возникновения

Как думают исследователи, одной из первопричин возникновения данной традиции стало то, что кровь, которая выделяется при потере девственности, считали нехорошей. В некоторых народах, считалось, что, таким образом, предки выявляют свою злость.

В других культурах эта кровь считалась средством для приворота, поэтому ее собирали и хранили в сухом виде. Дефрорировали девушку опытные жрецы, которые специально для этого находились в храме.

Потеря девственности до свадьбы, была в разных культурах. В некоторых случаях лишить невесту девственности должны друзья или родственники жениха, чужой человек, жрецы. Делалось это для того, чтобы помочь молодому и неопытному жениху.

Лишать девушек девственности всегда считалось почетным и ответственным занятием. В некоторых культурах, существовал даже обычай, что невесту лишал девственности самый почетный гость на свадьбе.

Право первой брачной ночи

Проводы новобрачных


Брачная ночь на Руси.
Проводы в постельное ложе проходили с шумом и плясками. Считалось таким образом изгоняется вся нечисть, ведь она не посмеет прийти, когда так много веселых и громких людей.

Поэтому, как только процессия отправлялась от дома невесты к жениху, то все громко пели песни, пританцовывали. Мужчины нередко рассказывали похабные шутки, тем самым настраивая на нужный лад.

Как только подходили к дому все люди, зайти в комнату мог лишь близкий друг жениха и сестра, устелившая постель. Дружок с помощью прута выбивал из кровати всю нечисть и злого духа. После чего он должен был заплатить деньги сестре жениха за то, что она застелила постель.

Плетка в спальне

Про эротические изыски тогда не думали, церковь не одобряла сексуальные «художества». Хотя такой аксессуар современных эротических затейников, как плетка, в старославянской спальне все же появлялся. Дружка колотил ею ложе, дабы отвадить нечистую силу.

В остальном же главным было лишить девственности невесту, притом наглядно — чтобы на белой простыне (она была непременно) образовалось красное пятно. Простыню эту потом таскали по всей деревне на радостях, били горшки (чем больше черепков, тем больше детей) и украшали дома полотенцами, расшитыми красными нитями.

А вот если пятна не было — позора не оберешься. По правилам, свахе и родителям нечестной новобрачной полагалось вешать на шею хомут. Отцу подносили чарку вина с дырявым дном. Но вообще-то такой финал был крайне редок. Те, кто поумней, заранее резали петуха и пользовались его кровью. Часто жених был в курсе, а иногда и его родственники. Что поделать — жизнь есть жизнь.

Наедине

Шумная процессия после проводов на ночь не уходила из дома, она обязательно оставалась возле хаты. Нередко мужчины подглядывали в комнату, пытаясь понять, что же происходит. За дверью оставался самый близкий друг жениха. Периодически он подслушивал, что творится за дверью, о чем всем громко сообщал.

Молодожены изначально садились за накрытый стол. В обязательном порядке на нем присутствовал хлеб и курица. Будущие супруги должны были немного подкрепиться. Это нужно было для того, чтобы духи привлекли к ним удачу и семейное благополучие.

После этого мужчина ложился на кровать, а женщина снимала с него обувь. Тем самым, девушка показывала свою смиренность и покорность перед мужем, главой семьи. Жена обязательно спрашивала у мужа, в каком он настроении и может ли она лечь с ним в постель. Если мужчина соглашался, то начиналась сексуальная близость. Как правило, должно было состояться несколько актов.

Это интересно: Какие существуют обычаи первой брачной ночи у разных народов?

Все происходящее подслушивал за дверью близкий друг жениха, он сообщал о том, что невеста лишилась девственности. Как только это произошло, секс заканчивался, молодые должны были выйти к гостям. Торжество дальше продолжалось уже с семейной парой. Далее считалось, что они полноценная семья. При этом, застолье могло продолжиться как в доме жениха, так и у невесты.

https://youtu.be/SacG5wc_zCI

Профессионал по дефлорации

Вопреки стереотипам, многим мужчинам не нравится лишать девушек невинности. Впечатлительных юношей отпугивают крики, боль, слезы и кровавые выделения юных красавиц. Физиологические аспекты женского организма кажутся женихам ужасными. В пуританской Европе в браки часто вступали парни, не имеющие достаточного сексуального опыта. Им было сложно совершить дефлорацию и физически, и морально.

Вот тут-то на помощь и приходили профессионалы, которые могли «сделать это» с девушками наименее болезненно и максимально безопасно, должным образом возбудив юную особу и не травмируя при этом ее хрупкую психику. Что и говорить, это задача, которая не под силу неопытным юнцам.

Не удивительно, что в 1507 году, когда мэрия французского города Амьен приняла закон, обязывающийсеньоров делить ложе с женами своих вассалов в первую брачную ночь, население положительно восприняло это решение властей. Дефлорация воспринималась многими людьми не как право, а как обязанность дворянина.

Некоторым графам и герцогам приходилось лишать невинности сотни девушек в год. Если пожилой сеньор уже не мог справиться со своей задачей, как следует, эту важную функцию брал на себя кто-то из его детей или младших родственников.

Истоки данного обычая уходят корнями в глубину веков. В дохристианской Европе считалось, что лишь шаман или вождь племени может совершить дефлорацию, не вызвав при этом гнев духов. Этим непростым делом занимались профессионалы. Отголоски языческих верований были сильны в народе. Только на смену шаману пришел синьор или… представитель духовенства.

Однажды обитатели мужского монастыря, расположенного в итальянском городе Пьемонт, даже обратились к местному епископу с просьбой освободить их от обязанности заниматься дефлорацией местных жительниц. Руководство католической церкви пошло им навстречу, заменив бытовавший обычай уплатой соответствующей подати.

Невинность как главный атрибут

Важным в жизни молодой супружеской пары считалась девственность и целомудренность невесты. Если девушка была не целомудренна, то на неё и её семью навлекался позор. Мужчина по своему усмотрению мог вернуть обратно в отчий дом свою избранницу.

Подтверждалось целомудрие слова жениха и кровавой рубашкой. Однако далеко не во всех случаях мужчина соглашался показать всем кровь на рубахе своей супруге. Поэтому он мог подтвердить данный факт лишь на словах.

После того, как мужчина и женщина вступили в половую связь, их было принято считать молодкой и молодцом. Женщину на следующий день после свадьбы переодевали в наряд замужней дамы, на голову водружали соответствующий убор. Считалось, что именно это обещает семье благополучие и семейное счастье. Поэтому никто их молодых не пренебрегал данному ритуалу.

Ребенок-бастард

Ни в одной стране мира положение крестьян не было завидным. Поэтому люди надеялись, что девушка забеременеет от помещика. Если ребенок появился на свет через 9 месяцев после свадьбы, то барину сообщали о рождении незаконнорожденного сына или дочери. Многие дворяне верили в свое отцовство, они щедро помогали крестьянской семье, давали деньги на содержание ребенка. Это позволяло супругам безбедно растить других детей.

Кроме того, некоторые помещики стремились дать своим бастардам достойное образование, что положительно сказывалось на их будущем. Незаконнорожденные потомки представителей знатных российских родов даже получали усеченные фамилии своих отцов. Например, бастард графа Воронцова был записан в документах как Ронцов, сын князя Трубецкого носил фамилию Бецкой, потомок Бестужева – Стужев и т.п.

Брачная ночь у русских в нынешнее время


Брачная ночь в Древней Руси.
В настоящее время не существует строгих правил касательно первой брачной ночи. Абсолютно каждая семья вольна провести её по-своему. Уже практически не осталось пар, которые вступают в брак будучи девственниками. Большинство семейных людей живут вместе ещё до брака, находясь в сексуальной близости.

Не смотря на это, молодожены стараются особенно провести и отметить первую брачную ночь.

Именно поэтому они нередко снимают номера в гостиницах, уезжают в теплые страны или устраивают друг другу сюрпризы в виде ролевых игр.

Это интересно: Какие существуют традиции и обычаи первой брачной ночи?

Эта ночь, которая должна запомниться надолго. Поэтому даже когда двое людей достаточно долго живут вместе, они должны постараться и организовать ночь так, чтобы было что вспомнить. Ведь именно эта ночь окутана особой романтикой, таинственностью и любовью.

Что за обычай?

Потеря девственности на языке медицины называется «дефлорация». По обычаю, это должно произойти в первую брачную ночь. В Средневековье правом совершить половой акт с невестой, если она и ее жених относятся к крестьянскому сословию, обладал их господин. То есть, феодал-землевладелец, чьи угодья возделывают семьи молодых людей, вступающих в брак.

Как правило, избежать выполнения своего долга перед дворянином было возможно, лишь заплатив своеобразные «отступные». Размер и форма такой подати, взимаемой господином со своих брачующихся крестьян, варьировалась в зависимости от страны и личной прихоти сиятельного графа или герцога.

Впрочем, с этим обычаем боролись некоторые представители власти и духовенства, в зависимости от их собственных взглядов. Например, еще в 1486 году король Испании Фердинанд II Католик (1452-1516 гг.) издал указ, запрещающий благородным сеньорам пользоваться дочерьми и сыновьями крестьян против их воли «за плату или без платы», а также спать в первую брачную ночь с невестой.

Французскую аристократию никто не сдерживал, правом первой ночи здесь пользовались открыто. Даже представители католического духовенства, которым часто принадлежали значительные наделы земли, занимались дефлорацией своих крестьянок. А кое-кто из дворян извлекал из этого выгоду, предлагая всем желающим за умеренную плату воспользоваться их правом на невинность девушек.

Отечественные дворяне тоже не отставали от своих западных «коллег». И хотя по законам Российской империи помещики не имели права на первую брачную ночь крепостных девок, многие пользовались этим обычаем. Полное бесправие русских крестьян позволяло господам делать с ними практически все, что угодно.

Итог

На Руси, пожалуй, существовали одни из самых демократичных правил первой брачной ночи. Считалось, что супруги после свадьбы не должны заниматься сексом в разных позах. Их единственной позицией могла стать миссионерская, где они лежат лицом друг к другу. Все остальные позы считались бездуховными, особенно карался церковью анальный секс.

Поэтому впоследствии сексуальная жизнь у молодоженов была достаточно однообразной и типичной, дабы не прогневать Бога и церковные каноны. Несмотря на это, первая ночь у русских была, и она требовала обязательной физической близость с подтверждением целомудренности невесты. Вступить в половую связь мог лишь муж. Остальные все люди не допускались до молодой девушки.

Чтобы не платить налог

Однако большинство жителей нашей страны и государств Западной Европы данный обычай вполне устраивал. И одной из причин, почему представители низшего сословия буквально подкладывали своих невест под феодалов, было нежелание платить соответствующую подать.

Крестьяне всегда жили небогато, лишних денег в их семьях не было. Например, в «Книге бургундских обычаев» (историческом документе конца XIV века) говорится, что женившись на девушке, принадлежавшей другому дворянину, крестьянин обязан заплатить своему хозяину выкуп. Уплаты можно было избежать, если заставить свою невесту gesir soubs le seigneur, что означает буквально «лежать под господином».

Размер подати на невинность девушки, которая позволяла избежать ночи с землевладельцем, зависел от его предпочтений. Так, в начале XV века на территории Нормандии жених мог «выкупить» право первой ночи у дворянина за 10 су, филейную часть свиньи и галлон вина. Некоторым крестьянам было жаль расставаться с деньгами и провизией, они предпочитали уступать графам и герцогам своих невест.

Некоторые русские дворяне еще и щедро одаривали молодые семьи, удовлетворив свои прихоти. Такая материальная помощь была весьма полезна людям, начинающим совместную жизнь.

«Пробный брак» на Руси

На Руси в древние времена, также как и сейчас добрачные отношения, т.е. свидания и совместная жизнь, были нормальным явлением. Еще до недавних времен в некоторых поселениях существовало такое понятие как «пробный брак» (сегодня это гражданский брак). В таком браке будущие законные супруги жили какое-то время вместе. Свадьба и венчание проводились лишь тогда, когда у пары рождался первый ребенок. Традиция такого брака появилась сама собой, ведь главной целью любого брака всегда считалось рождение детей. Так что нужно было испытать жениха и невесту на дееспособность. Разумеется, церковь отрицала столь аморальные отношения, однако искоренить эти традиции так и не получилось. Более того, некоторые попы из удаленных поселений сами были не прочь пожить в таких отношениях.

Отпрыски дракона

Когда Таргариены впервые пришли на Драконий Камень, они тоже начали практиковать эту традицию. В других областях страны этот обычай вызывал сильное возмущение, но на Драконьем Камне, где Таргариенов считали стоявшими ближе к богам, нежели к обычным людям, к проявленной «милости» относились совсем по-другому: невестам, отмеченным вниманием господ, завидовали, а рожденных от таких связей детей уважали. Некоторые из них сохраняли благородную валирийскую внешность — серебристые волосы и пурпурные глаза своих предков. Лорды Драконьего Камня при рождении малышей часто щедро одаривали их матерей золотом, шелками и землей. Даже после отмены права первой ночи многие Таргариены продолжали развлекаться с дочками содержателей постоялых дворов и рыбацкими женами, так что отпрыски и дети отпрысков встречались на Драконьем Камне во множестве. Одним из таких отпрысков был например побочный брат Эйгона Завоевателя Орис Баратеон.[2]

Размер налога

Многие разрешения на брак или выводные письма, выданные помещиками крестьянским девушкам, не сохранились. Но в церковных архивах исследователи находят интересные документы, способные пролить свет на размер «выводной куницы». Доктор исторических наук Марина Черкасова посвятила данной теме статью «»Выводная куница» и «отпускные выводные» памяти на замужество в XVI-XVII вв.», которая опубликована в сборнике научных трудов «Образы аграрной России IX-XVIII вв.» (Москва, 2013 г.).

Исследовательница обратила внимание на частые упоминания о различных денежных и натуральных дарах, которые представители феодала получали на крестьянских свадьбах. Например, в документах Воскресенского Иверского монастыря, датированных XVII в., упоминается пошлина «за стол прикащичий», она равнялась стоимости следующих продуктов: калач, хлеб, окорок мясной и ведро хмельного напитка. А несколькими веками ранее княжеский тиун, посетивший крестьянскую свадьбу, получал, например, запеченного гуся и блюдо с пирогами.

Впрочем, сбором выводной куницы тоже занимались представители феодала, ведь сам хозяин обычно не утруждал себя административно-хозяйственными делами. Так, соловецкий игумен Филипп Колычев в 1548 году записал, что приказчик брал с каждого брака между местными крестьянами один алтын, а размер выводной куницы, если девушка выходила замуж за пределы владений, составлял целых два алтына.

«В одной крестьянской росписи свадебных издержек за 1698 г. были учтены: рубль «вывода», венечная гривна и расходы на стол…», – сообщила М.С. Черкасова.

То есть, помещик получил с родителей девушки, не желавших реализации «права первой ночи», один рубль, священнику за венчание молодых была выплачена одна гривна, оставшиеся сбережения семьи пошли на покупку продуктов для свадебного угощения. Сложно не заметить, что размер выводной куницы доминировал в структуре расходов. И родители покорно платили барину, лишь бы не отдавать ему свою дочь на утеху.

Обряды до крещения Руси

Совершенно иными были обряды до крещения Руси. Историки считают, что они были очень противоречивыми, поэтому не стоит к ним относиться серьезно. Тщательно описал свадебные обряды в своих работах Нестор Летописец. В те далекие времена девушек вполне могли выдать замуж даже в 11 лет. Решение принимали родители. Иногда девушек просто воровали. Жены были по сути рабынями. Они не могли жаловаться на супруга или перечить ему. Удел женщины был во всем слушаться мужа, рожать и воспитывать детей, вести хозяйство. А после гибели супруга женщина должна была пройти самосожжение на костре. В этот факт сложно поверить, поскольку необходимо было растить детей. А кто бы это делал вместо супругов, ведь не секрет, что гибли тогда мужчины очень часто.

С приходом христианства многое изменилось. Церковный брак стал священным. Но часто феодалы пренебрегали законами и охотно пользовались правом первой ночи. Церковь не приветствовала подобные обычаи. Позднее подобные пережитки ушли в прошлое. Брак на Руси был сложным таинством. После введения христианства еще некоторое время сохранялись остатки языческих обрядов, которые изжили себя со временем. Свадебный ритуал проводился в два этапа. Вначале невеста ехала в храм вся в черном, где происходили ее ритуальные похороны. Данный обряд имеет языческие корни, в давние времена девушка должна была на свадьбе пройти через мир мертвых. Вторую часть – свадебное пиршество – называли красным столом.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Недавние события

На свадьбе Тайвина Ланнистера король Эйрис, неравнодушный к его невесте, прилюдно сожалел, что право первой ночи было отменено[6]. Несмотря на запрет, право первой ночи может быть всё ещё живо на Севере, где, по словам Русе Болтона, им пользуются некоторые из горных кланов, лорды Скагоса и Амберы. Сам Русе Болтон в молодости пользовался этим правом на принадлежащих ему землях: он повесил мельника, женившегося без его согласия и ведома, и изнасиловал молодую мельничиху под тем же деревом — именно так был зачат Рамси Сноу[7]. Сам Рамси, женившись на лже-Арье Старк, говорил Теону Грейджою, что, будучи принцем Винтерфелла, Теон имеет право провести ночь с его женой[8].

Они же не заплатили

Русские крестьяне делились не только на помещичьих и государственных, некоторые из них принадлежали монастырям, обрабатывая земли местных епархий. Так, в 1655 г. архимандрит Серапион и келарь Селивестр из Спасо-Прилуцкого монастыря судили двух своих крестьян, проживавших в местечке с живописным названием Лоптуновский ключ (под Вологдой). Эти мужчины взяли в жены двух девушек, принадлежавших боярину Петру Лазареву и его пожилой матушке – старице Улите. При этом выводная куница за крепостных крестьянок выплачена не была.

Возмущенный боярин П.Д. Лазарев обратился к монастырским властям с требованием наказать виновных и возвратить ему крестьянок, де-юре считавшихся беглыми. В ходе разбирательства выяснилось, что монастырь из своей казны выдал женихам 12 рублей 8 алтын и 2 деньги, чтобы они заплатили боярину причитающиеся деньги за двух невест. Но обвиняемые эти средства просто присвоили.

В итоге, мужьям пришлось, все же, раскошелиться, а некий Офонька Иванов, являвшийся сватом на обеих свадьбах, был оштрафован монастырскими властями на целых три рубля, поскольку должен был уследить за выплатой выводных денег, но отнесся к своим обязанностям халатно.

Проявления в Европе

Если в племенах и ранних культурах невесту лишали девственности чтобы уберечь ее от мнимого зла, то в Европе все было наоборот. Во времена феодализма, хозяин земли имел право лишить невесту девственности. Так как все проживающие на его территории, считались его собственностью. Несмотря на мораль, которую прививало христианство, это право сохранялось за сеньорами все средневековье. А если быть точным, то до конца шестнадцатого века.

Исчезла эта традиция, только после отменены крепостного права, так как люди перестали быть собственностью землевладельцев. Именно благодаря данному факту и исчезла «почетная традиция». Однако для собственной выгоды, землевладельцы заменили ее выкупом.

Свадебное платье в греческом стиле

Хотя некоторые исследователи утверждают, что право первой свадебной ночи в исторических хрониках, используется только фигурально, и на самом деле означает выкуп. Но стоит вспомнить, то обстоятельство, что историю пишут люди они, же ее объясняют. Поэтому у большинства авторитетных исследователей нет никаких сомнений в том, что эта традиция была прописана как закон, и за ее нарушение очень строго карали.

Есть даже доказательства что во времена средневековья, эта традиция имела место и на территории России. Однако барин должен был преподнести невесте подарок за проведенную с ним ночь.

Даже на сегодняшний день существует много сексуальных традиций, которые довольно противоречивы сложившейся морали общества.

Право первой брачной ночи

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: