Свадебное платье XVIII–XIV века, эпохи средневековья – какие модели подойдут для тематической свадьбы

Невесты всех времен желали быть на свадьбе самыми красивыми и стремились иметь неповторимый наряд. Мода столетий менялась, и каждый из её витков оставлял в памяти уникальные подвенечные платья. Но время идет как по спирали.

И уже в сегодня появляются черты моды средневековья и эпохи просвещения, а свадебное платье 19 века задает тон многим авторским коллекциям. И это не удивительно, ведь зная тенденции прошлого, можно создать уникальный образ и провести неповторимую свадебную церемонию, поэтому откроем страницы истории.

Свадебные платья на фотографиях XIX века

Последнее время много пишут и говорят о разнообразии современной моды и о том, что люди раньше были лишены такого разнообразия. На самом деле сейчас мода позволяет несоизмеримо больше. Но в XIX веке тоже был выбор. Даже консервативная свадебная мода давала невестам достаточный выбор.

Посмотрите на эти свадебные фото Викторианской Эпохи. Все невесты в закрытых свадебных платьях с длинным рукавом, нигде нет никакого намека на декольте, шея почти у всех полностью закрыта, а длина юбки не позволяет продемонстрировать свадебные туфельки во всей красе.

Только эти свадебные образы никак нельзя назвать скучными, отсутствие разрезов, декольте и прозрачности компенсируется разнообразием декоративных элементов, богатством материалов и ручной работой. По богатству декора и работы, эти платья превосходят многие современные свадебные платья, поэтому образы невест не выглядят скучными.

Только не все невесты Викторианской Эпохи надевали на свадьбу полностью закрытое платье. Смелые невесты с большими возможностями могли позволить намного больше. Например, платье с декольте, укороченным рукавом или вообще без рукава, шикарной кружевной юбкой и даже с вырезом типа Анжелика. Такие образы можно посмотреть в этой публикации…

Некоторые фото, где невеста в черном платье, на первый взгляд могут показаться совсем не свадебными. Мужчина и женщина в черном, можно подумать, будто они собрались на похороны, но фата наглядно говорит – это свадебное фото.

Раньше надеть белое свадебное платье можно было только на первое бракосочетание. Если женщина выходила замуж повторно, она выбирала платье другого цвета. Свадебным нарядом могло стать просто вечернее или самое лучшее платье из гардероба невесты.

Источник

Приданое

В день помолвки составляли документ «Роспись приданому», в котором описывали, что есть у невесты – образа, шубы, капоры, сундуки, украшения. Приданое готовили заранее и отправляли в дом жениха несколькими каретами.

Это интересно!

Елизавета Ивановна Бенардаки из рода первых миллионеров в России, которые начинали в Таганроге, помогала некоторым невестам с приданым, чтобы они удачно вышли замуж. Историки пишут, что она завещала «внести в Государственный банк
10 тысяч рублей
с тем, чтобы проценты с этого капитала выдавались один раз в год пяти бедным девицам-невестам в городе Таганроге, преимущественно из греков».

Россия. 1885 год, апрель. Роспись к приданому

Сватовство не всегда проходило гладко – жених или его статус мог не понравиться родителям. Были случаи, когда свадьба почти состоялась, но в последнюю минуту становилось известно, что жених – родственник невесты или уже женат.

«…первый ей самой не понравился, — другой был не в чинах и не понравился матери, третий было очень понравился и той и другой, уже сделано было и обручение, и день свадьбы был назначен, но накануне, к удивлению узнали, что он им в близкой родне, всё расстроилось…».

Владимир Одоевский, повесть «Княжна Мими»

Ранневикторианский период (1837-1860)

40-е года 19 века называют романтичным десятилетием викторианской эры. Оно совпало с самыми счастливыми годами в жизни и самой Виктории, законодательницы моды, сумевшей стать кумиром для многих дам того времени. В 1840 году юная королева, пылко влюбленная в принца Альберта, вышла за него замуж.

В эти же годы у них родились шестеро из девяти детей.

На пике женской моды этого времени – силуэт «песочные часы» с его «осиной» талией и пышной куполообразной юбкой c многочисленными подъюбниками. Наряды, изобилующие так любимыми женщинами оборками, кружевами, воланами, пестрели всеми цветами радуги. Талии туго утягивали корсетами, порой доводя объем до 30 см. Юбки за счет пышных складок становились все шире. На один наряд уходило до 40 метров ткани.

В 50-е годы юбки стали настолько широкими, что подъюбники уже не могли их удержать. Для поддержания куполообразной формы в юбки стали вставлять специальные обручи. Сначала их делали на основе китового уса или конского волоса. Конский волос по-французски crin, отсюда и пошло название жесткой конструкции – кринолин. Впоследствии появились и кринолины, сделанные из металла.

Миддлвикторианский период (1860-1870)

В 1861 году в жизни Виктории произошли трагические перемены, коренным образом изменившие ее жизнь — скончался горячо любимый супруг, принц Альберт. Виктория надолго погрузилась в глубокий траур. Излюбленным ее цветом стал черный. Стиль ее одежды отразился и на моде того времени – актуальными стали сдержанные неяркие тона. И силуэт стал более строгим – с жесткими корсетами, тяжелыми юбками, высокими, под горло, воротниками.

В конце 60-х годов юбки утратили пышность, в моду постепенно вошёл турнюр — ватная подушечка, которую закрепляли сзади, чуть пониже талии.

Силуэт в таком платье выглядел изогнутым весьма грациозно.

Поздневикторианский период (1870-1901)

Платья с турнюром в 70-80-х годах стали весьма популярны. В поздний период в моду вернулись и яркие цвета одежды.

На короткое время с 1875 года становится модным узкий силуэт, турнюры при этом становятся малозаметными. Однако ходить в такой одежде оказалось весьма неудобно, и турнюры вернулись, став при этом еще более объемными. В платьях с такими громадными турнюрами юбка ниспадала практически под прямым углом, что делало модниц похожими на кентавров.

Была ли английская королева Виктория родоначальницей европейской свадебной моды?

«Королева Виктория может по праву считаться родоначальницей свадебной моды»… «Традиционное белое свадебное платье появилось в 1840 году, когда королева Виктория вышла замуж»…

Ну неправда же это! Белые платья невест появились до свадьбы Виктории. И кружевная фата с цветами, и обручальные кольца…

О моделях свадебного наряда 19 века я напишу позже. А пока.

Итак, белое платье с фатой.

Вот оно, на портрете Стефании Радзивилл, написанном в 1828 году.

А вот невеста знаменитого портретиста Йозефа Карла Штилера. Он женился в 1833 году на поэтессе Жозефине фон Миллер. И создал её портрет в свадебном наряде.

Платье из исторического музея Смоленска. Свадебный наряд Марии Григорьевны Энгельгардт, в котором она выходила замуж в 1825 году.

По поводу цвета платья…

Цветные свадебные платья были как до свадьбы Виктории, так остались и после неё. Причины тут три.

1. Личные предпочтения. 2. Свадьба до окончания срока траура в семье. 3. Практические соображения.

  • Далеко не каждая женщина, даже дворянка, могла позволить себе белое свадебное платье. Лучше было сшить жемчужно-серое (как Джейн Эйр) или голубое. Чтобы эти платья потом ещё носить.

Нередко свадебные наряды были оттенка топлёного молока или кремовыми. Чисто-белый цвет не всем к лицу.

На модных картинках 1820-х — 1830-х годов свадебные платья всегда в белом цвете.

Могли быть как с длинными, так и с короткими рукавами.

Но когда же оно всё-таки появилось – это белое платье невесты?

Вероятно, тут повлияла мода начала 19 века. Когда белые платья были очень популярны. Невесты стали венчаться в них, и традиция прижилась.

Белый свадебный наряд предпочла вторая супруга Наполеона Бонапарта, Мария-Луиза Австрийская ,

вышедшая за императора в 1810 году.

Платье было не чисто белым, а на белом чехле, поверх которого располагался серебристый тюль, расшитый жемчугом.

Теперь – конец 18 века.

Из книги Дмитрия Благово. «Рассказы бабушки. Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово»

Бабушка – это Елизавета Петровна Янькова, урождённая Римская-Корсакова. Она вышла замуж 5 июня 1793 года.

«Подвенечное платье у меня было белое глазетовое, стоило 250 р.; волосы, конечно, напудрены и венок из красных розанов — так тогда было принято. «

  • Глазет – это разновидность парчи, ткань с шёлковой основой и утком серебряного цвета. Часто был узорчатым. Шёлковая основа ткани могла быть белой, голубой, сиреневой, розовой.

Сватовство

После знакомства жених приходил в дом к невесте с подарками – свататься. Обычно это была шкатулка с ювелирными украшениями – золотыми браслетами, серьгами, шляпными булавками. Жених всячески старался показать своё расположение и свой статус.

Браслет: Россия. Последняя четверть XIX – начало XX века, золото, кварц, хризопраз; резьба (Государственный исторический музей) Кольцо: Западная Европа, Россия, Москва. Начало XX века, золото, изумруды, алмазы, бриллианты (Государственный исторический музей) Серьги: Россия. Начало XX века, Золото, бриллианты, жемчуг (Государственный исторический музей)

Еще одна важная часть подготовки к свадьбе – благословение родителей

. На это событие приглашали гостей: друзей и родственников. Обычно благословение совершали иконой Спаса, Казанской Божией Матери или другим особо почитаемым в семье образом — считалось, что брак будет счастливым, а потомство здоровым.

«Сейчас родители чаще узнают о решении пожениться как о факте», — говорит Ольга.

Роскошные свадебные платья 19-20 веков

История свадебного платья насчитывает не одну сотню лет. Наряд невесты постоянно менялся: платья были белыми и цветными, пышными и облегающими, с завышенной линией талии и с заниженной.

Давайте вместе посмотрим, как менялся подвенечный наряд за последние двести лет.

В 19 веке белый и кремовый стали основным цветами свадебных платьев в Европе. Особенно после свадьбы королевы Виктории, которая выбрала для своего венчания в 1840 года простое платье цвета слоновой кости.

Однако белый, как цвет чистоты и непорочности, могли себе позволить лишь юные девушки. Вдовы, старые девы и небогатые невесты выбирали более практичные цвета.

Разумеется, если была возможность, подвенечные наряды шились по самой последней моде, и по ним можно легко проследить, как менялся дамский туалет с ходом времени.

Такие платья, как на фото выше, надевались на свадьбу в первый раз, а затем их носили по воскресеньям в церковь или передавали младшим родственницам.

Платье на кринолине из дорогого материала, предположительно атласа, низ платья оформлен кружевным полотном. Им же отделан край фаты.

Платье из тончайшего материала, с турнюром, по низу юбки в три ряда пришит кружевной край золотистого цвета. Им же отделаны удлиненные рукава и верхняя часть наряда.

Иногда невеста считала, что белое платье будет неуместным в ее возрасте и выбирала другой цвет. Пример на фото выше. 35-летняя невеста Гариэт Джойс платье сшила себе сама. Гариэт работала горничной и прекрасно шила. Она носила платье и после свадьбы, немного заузив его.

Современным женщинам трудно себе представить, насколько многослойным был наряд дамы, в том числе и свадебный, в прошлых веках.

Источник

Венчание

Главный предсвадебный момент XIX века – это венчание, то есть соединение двух любящих сердец небесным благословением. В день венчания жених через сваху или тетку посылал невесте «женихову шкатулку» с гостинцами и венчальными принадлежностями – фатой, обручальными кольцами, венчальными свечами, духами, булавками. Получив подарок, тетка невесты начинала одевать молодую к венцу.

Перед вступлением в брак составляли «Брачный обыск»

. Собирали свидетельства, которые подтверждали, что жених и невеста не состоят в родстве, в браке и находятся «в добром уме и трезвой памяти». Самыми счастливыми считали свадьбы, которые играли на Покров.

Украшения свадебные. Российская империя. Начало XX века
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: